поиск:
( Форум )   ( Гостевая книга )   ( E-mail )   ( Дистанционное обучение )   
Направления деятельности
Состав
Научно-методическая работа
Научно-исследовательская работа
Педагогический опыт
Учебный план
Спецкурсы
Вариативные спецкурсы

ОПРОС

( Новости )   ( Институт )   ( Деятельность )   ( Подразделения )   ( Журнал )   
  Мы здесь: ИНПО > Подразделения > Кафедры > Кафедра общей и коррекционной педагогики и психологии > Педагогический опыт

Педагогический опыт

  1. Как помочь отстающему ребенку.

 

  Усманова Л.Д. Совместная работа детского сада и семьи.

 

             Совместная работа детского сада и семьи - одно из важных условий, позволяющее глухому ребенку полноценно развиваться и воспринимать мир который его окружает. 
             Ни один ребенок не может развиваться – духовно, умственно, эстетически, физически и т.д. – вне семьи и никакой самый профессиональный сурдопедагог не может обеспечить ребенку с нарушенным слухом полноты впечатлений и представлений об окружающем мире, полноты речевого и духовного общения в той мере, в какой это могут сделать родители. Только совместная содружественная работа специалистов и родителей приводит к полноценному развитию личности детей с нарушениями слуха. К их реабилитации и интеграции в общество слышащих людей. 


 

Материалы Вы можете скачать здесь.

 

 

  Гайнутдинова А.М. Наблюдение и труд в уголке природы с детьми с нарушением слуха.

              Восприятие природы помогает развить такие нравственные качества как жизнерадостность, чуткое внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет разумно рвать цветы, обижать животных, будет стараться охранять природу. Любовь эта должна быть действенной, а ребенок всегда активен, нужно только направлять его деятельность. 
             Основное средство познания природы - наблюдение, которым руководит воспитатель. Восприятие происходит при помощи всех анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания, а в некоторых случаях и вкусового анализатора. В процессе наблюдения формируются основные представления и знания дошкольников с нарушением слуха об окружающем мире. Важным моментом является связь между проведением наблюдений и фиксацией их в речи. Особенностью методики в работе с детьми с патологией слуха является то, что педагог указывает на соответствующие объекты, детали, их свойства и называет их устно, при необходимости использует таблички с написанными словами. Для детей старшего возраста названия могут уточняться слухо-зрительно. Новые слова, связанные с наблюдаемыми объектами и явлениями включаются в общение с детьми.


Материалы Вы можете скачать здесь.

 

 

  Гайнутдинова А.М. Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением слуха.

            В дошкольном возрасте важное значение имеет формирование эле-ментарной трудовой деятельности, т.к. в нем развиваются трудолюбие, ответственность, потребность трудиться и другие важные качества личности. Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируется самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения.
            Дети с нарушением слуха, которые поступают в детский сад, часто не владеют элементарными навыками самообслуживания, оказываются беспомощными в различных бытовых ситуациях. Иногда это бывает связано с физической ослабленностью, моторной неловкостью детей, но чаще причина в повышенной опеке со стороны родителей, которые стремятся заменить доступные ребенку действия по самообслуживанию собственными.
            Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей – дли-тельный процесс, требующий от воспитателя знания малышей и большого терпения. От педагога требуется четкое знание того, какими навыками должны овладеть воспитанники его группы. Это даст ему возможность определить характер руководства трудовым обучением: в период овладения действием – терпеливо показывать, объяснять, помогать, по мере овладения им – требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения.

 

Материалы Вы можете скачать здесь.


 

 Белышева Е.Е. Роль корригирующих упражнений для исправления плоскостопия у ребенка. 

            В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма к вредным факторам среды. По данным исследований, удельный вес часто болеющих детей первых шести лет жизни колеблется в пределах 20 - 25%, то есть часто болеющим является каждый четвёртый - пятый ребёнок.
           Такие дети с большими усилиями, по сравнению со здоровыми, преодолевают трудности в усвоении знаний, с более значительными психофизическими затратами справляются с предъявленными к ним требованиями, предусмотренными условиями жизни. И одной из задач дошкольного образования является подготовка детей к широкому вхождению в жизнь и, прежде всего, в школьную деятельность. Результаты комплексных медицинских обследований , проведённых в различных регионах нашей страны, свидетельствуют о том, что большинство детей , поступающих в школу, имеют слабое здоровье. В основном прослеживаются нарушения в функционировании опорно-двигательного аппарата сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, проявляются аллергические реакции различного вида.

 

Материалы Вы можете скачать здесь.

 Тынянкина Н.Н. Осуществление дифференцированного индивидуального подхода при обучении решению задач.

           Вопрос о необходимости совершенствования обучения младших школьни-ков решению текстовых математических задач поднимался неоднократно. Среди причин, определяющих недостаточный уровень сформированности у учащихся умений решать задачи, мы выделяем следующие причины.
           Первая заключается в методике обучения, которая долгое время ориенти-ровала учителя не на формирование у учащихся обобщенных умений, а на разу-чивание способов решения задач определенных видов.
           Вторая причина кроется в том, что учащиеся объективно отличаются друг от друга характером умственной деятельности, осуществляемой при решении задачи. Многим учителям знакомы трудности, связанные с организацией на уроке фронтальной работы над текстовой задачей. Ведь в то время, когда большая часть учащихся класса, только приступает к осмысливанию содержания задачи, вместе с учителем, другая, пусть меньшая часть, уже знает, как её решать.

 

 Материалы Вы можете скачать здесь.

 Шелкунова И.Г. Организация работы с родителями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями.

          Достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в ДОУ само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедея-тельность ребенка. Необходимым условием закрепления достигнутого является ак-тивное воздействие на ребенка взрослых с целью изменения их позиции и отноше-ние к ребенку, вооружение родителей адекватными способами коммуникации.
          Появление в семье ребенка с нарушением развития всегда связано с эмоцио-нальным переживанием родителей. Непонимание родителями проблемы ребенка, его особенностей часто приводит к возникновению конфликтных ситуациях в се-мье. Не все родители знают о том, что следует всячески препятствовать формиро-ванию у ребенка представления об узких границах его возможностей (из-за риска появления у него заниженной самооценки, психологического дискомфорта).
         Система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент со-циального развития ребенка. 
 

Материалы Вы можете скачать здесь.

 

 Деникеева Ф.Г. Особенности построения занятии с детьми с умственной отсталостью.

            Занятие является особой формой педагогического процесса, направленной на решение разнообразных коррекционных, воспитательно-образовательных задач.
            На занятиях ребенок приобретает знания, предусмотренные программой; на них создаются специальные условия, наиболее благоприятствующие сосредоточению внимания детей.
            При отборе содержания для проведения занятии с умственно отсталыми детьми, опираясь на программу специального детского сада, учитывается год обучения, уровень развития и возможности детей. Каждый умственно отсталый ребенок обязательно проходит последовательно сначала программу 1 года обучения, затем второго и т.д., независимо от того, в каком возрасте он поступил в коррекционную группу детского сада. 

 Дополнительную информацию Вы можете скачать здесь.

 Панкова З.М. Развивающая программа «Тестопластика» для детей от 2 до 7 лет с особыми образовательными потребностями.
 
          Авторская развивающая программа "Тестопластика" для детей от 2 до 7 лет с особыми образовательными потребностями рекомендована для коррекционной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) и для детей с сочетанными нарушениями.
          Программа направлена на развитие познавательных интересов и сенсомоторики в целом.
          В программе подробно представлены все структурные разделы и приложения.

          Программу Вы сможете скачать здесь. 

          Приложения скачать здесь.

Деникеева Ф.Г. Формирование представлений о числе и счете у детей с нарушениями интеллекта (из опыта работы).

          С каждым годом возрастает число детей с проблемами в развитии. Это связано с тем, что возрастают факторы риска как внутреннего, так и внешнего характера.
По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% детей имеют выраженную врождённую или приобретённую патологию, 4-5% составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стёртые нарушения развития. Такие детки нуждаются в помощи медицинского, психологического и коррекционно-педагогического характера.
         В ДОУ №81 «Гульчачак» комбинированного вида созданы специальные условия для работы с детьми с проблемами в развитии. Такие группы организованы в 1998году и успешно работают и по сей день. На сегодня функционирует 5 коррекционных групп: 3 группы для детей с задержкой психического развития и 2 группы для детей с нарушениями интеллекта.
         Целью организации групп данного вида является создание в дошкольном: учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для детей с проблемами в развитии в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состояниями соматического и нервно-психического здоровья. В данных группах наряду с общими задачами воспитания и обучения дошкольников решаются и задачи коррекции недостатков психофизического развития детей.
         Естественно, главной побуждающей силой является желание помочь детям, нуждающимся в «особой помощи». И четко для себя уяснили, что добиться каких-то результатов можно лишь только при организации последовательной, системной работы, в тесном контакте с воспитателями, узкими специалистами детского сада, сотрудниками детской поликлиники, специалистами ПМПК, ПНД и, конечно же, в тесном контакте с семьей.

Дополнительную информацию Вы можете скачать здесь.

Овчинникова М.А. О первичности и вторичности дефекта. Понятие "Зоны актуального и ближайшего развития". Научные концепции Л.С. Выготского.

          

           Учение Л.С. Выготского о системном строении любого дефекта является важнейшим в дефектологической науке. В структуре любого дефекта можно выделить первичные и вторичные нарушения.

Первичные – обусловлены органическим поражением мозга или функциональной незрелостью его структур. А вторичные детерминированы первичными, так как психическое развитие ребёнка  происходит на неполноценной основе помимо этого могут возникнуть третичные и даже четвертичные нарушения, которые главным образом затрагивают личностную сферу.

Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие «зона ближайшего развития».

           «Зона ближайшего развития» — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющая задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.

          

           Презентацию "О первичности и вторичности дефекта. Понятие "Зоны актуального и ближайшего развития". "Научные концепции Л.С.Выготского скачать" здесь.

 

 Овчинникова М.А. Деятельность Э.Сегена. Сущность сенсомоторного воспитания. Взаимосвязь между развитием коры головного мозга и двигательными функциями. 

           Эдуард Сеген (Seguin) (1812-1880) - французский врач и педагог, один из основоположников олигофренопедагогики. В 1841 организовал частную школу-пансион для детей с умственной отсталостью. В 1848 году он создал первые в этой стране учреждения для лиц, страдающих слабоумием.
          Автор одной из первых медико-педагогических систем воспитания и обучения умственно отсталых детей. Практическое воплощение своих идей начал с индивидуального воспитания слабоумных детей. Его идеи стали основой для последующего развития детской психиатрии. 
          Методика Сегена используется для тренировки и исследования наглядно-действенного мышления детей. Методика позволяет выявить способность ребенка к осмыслению новых способов действия, а также его обучаемость этим способам действий.

Презентацию "Деятельность Э.Сегена" скачать здесь.
 

 Галич Т.Н.  Арттерапия как средство коррекции детей с ограничениями в развитии

          Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями - сложная социальная и психолого-педагогическая проблема. Её решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно-полезной жизни. Практика показывает, что использование арттерапии в различных её формах для детей с ограничениями в развитии позволяет стабилизировать их эмоциональные состояния, развивает коммуникативные навыки, способствует формированию социально приемлемых допустимых форм отреагирования отрицательных эмоций.
         Коррекционно-развивающие занятия арттерапией развивают способность самовыражения и самопознания ребёнка с ограниченными возможностями и этим гармонизируют его личность в целом. Расширение возможностей самовыражения и самопознания на занятиях связано с продуктивным характером искусства - созданием эстетических продуктов, объективирующих в себе чувства, переживания и способности ребенка. 

Дополнительную информацию Вы можете скачать здесь.


 Валиуллина Г.В. Анализ ошибок в письменных работах учащихся начальных классов в условиях билингвальной образовательной среды

Изучение нарушений чтения и письма у младших школьников-билингвов, представляет собой актуальное направление современной специальной педагогики. Связано это с характерной сегодня постоянной миграцией населения и проживания некоренного населения в иноязычной среде, в которой они, как правило, не теряют родной язык, в связи с чем, развитие речи детей протекает в условиях билингвизма.

Для успешного решения задач по повышению уровня общеобразовательной подготовки учащихся-билингвов необходимо заложить прочный фундамент знаний в начальных классах. В связи с этим остро встаёт вопрос об особенностях обучения детей-билингвов с отклонениями в речевом развитии в условиях общеобразовательной школы.

В настоящее время трудности в обучении, по данным разных авторов (М.М. Безруких, В.И. Лубовский, Н.Г. Лусканова, С.Г. Шевченко и др.), испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причём отмечается тенденция к дальнейшему росту их числа.

Дополнительную информацию Вы можете скачать здесь.

 Спирина Л.П. Коррекция детско-родительских отношений

 

Важнейшей задачей практики возростно-психологического консультирования является ра­бота с родителями. Общение ребенка с близкими взрослыми, являясь необходимым условиям развития, не всегда бывает продуктивным, а иногда просто заходит в тупик.

В каждом случае дезадаптации детей родители обычно растеряны, поскольку большинство из них недостаточно информированы о возрастных особенностях детей и характерных тенденци­ях их развития в современных условиях. Часто они не понимают специфических трудностей сво­его ребенка, ориентируясь лишь на собственный опыт в детстве, не учитывая ни типических осо­бенностей ребенка, ни новых социальных условий его развития. 

Дополнительную информацию Вы можете скачать здесь.

 Валиуллина Г.В. Исследование компетентности учителей начальных классов в вопросах нарушения письменной речи.

         Нарушения чтения и письма являются специфическими расстройством речевой деятельности. Проблема нарушений письменной речи у школьников является одной из актуальных проблем школьного обучения, поскольку обу-чение письму и чтению из цели начального обучения превращаются в сред-ство дальнейшего получения знаний учащимися. (И.Н. Садовникова, 1997 г.). Расстройства чтения и письма являются серьезным препятствием в овладе-нии учащимися школьной программой, оказывают отрицательное влияние на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характера, всего психического развития ребенка.

      На сегодняшний день нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия) являются одной из распространенных форм речевой патологии у младших школьников. Следовательно, готовность и способность учителя начальных классов выявлять специфические нарушения письменной речи, осуществлять их коррекцию приобретает особое значение. Прежде всего, это касается учителей начальных классов тех школ, в штатном расписании которых нет ставки учителя-логопеда. Совместная работа учителя начальных классов и учителя-логопеда по устранению дефектов устной и письменной речи может дать наиболее значимые результаты.

Дополнительную информацию Вы можете скачать здесь.

Методический пакет дидактического материала для организации коллективных занятий по русскому языку (Программа общеобразовательных учреждений. 4 класс. - М.: Дрофа, 2005.).

Разработали: З.И. Бажитова, учитель начальных классов МОУ "Лицея №82", Л.Д. Кондратюк, старший преподаватель кафедры общей и коррекционной педагогики и психологии ИНПО

Данные учебные материалы рекомендуются в помощь учителю, практикующему коллективные занятия. При структурировании содержания учебного материала использован вариант методик взаимопередачи тем (ВПТ) и взаимообмен заданиями (ВОЗ). Описание методик предлагается.

Учебные материалы Вы можете скачать здесь.


Методический пакет дидактического материала для организации коллективных занятий по истории

Разработала: Э.И. Мухтярова, к.филос.наук, руководитель экспериментальной площадки МОУ “Лицей №82”.

Материал предназначен для выработки умений выделять главное, сравнивать, аргументировать, составлять план, воспроизводить усвоенное при изучении блока сложных тем «От Петра до Павла» - История России 7 класс. Занятия проводятся по методике Ривина.
Суть методики заключается в поабзацном изучении текстов в сменных парах (в группе до 30 учащихся) (Описание методики в журнале №1 “Фән һәм мәктәп”, 2006 г.)

Материалы Вы можете скачать здесь.

Методический пакет дидактического материала для организации коллективных занятий по истории
 

Разработала: Е.Г. Ишбулатова, учитель СОШ №1 г. Наб.Челны

Научный консультант: Л.Д. Кондратюк, старший преподаватель кафедры общей и коррекционной педагогики и психологии ИНПО

Содержание дидактического материала “Термины” и карточки соответствует технологии организации коллективных занятий по методике Мониторов.

 Суть технологии заключается в следующем: на “Монитор” или “Справку” выносятся термины, понятия, определения. Для организации совместной деятельности учащихся готовятся карточки-задания. Количество карточек соответствует количеству терминов, понятий вынесенных на “Справку”.

Все учащиеся в паре готовятся по одной карточке: выполняя задания, обсуждают друг друга, консультируются или проверяются у учителя. Затем по технологии – “вертушка” работают в парах сменного состава, тренируя друг друга по своим (у каждого в парах теперь разные карточки) карточкам. Обмениваются карточками и вновь меняют пары, и так, пока все карточки каждым учащимся будут пройдены. Учет ведется здесь же в тетради: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Материалы Вы можете скачать здесь.

 
Дидактический материал для организации коллективных занятий по истории - 9 класс.
 

Разработала: Х.М. Шарафутдинова, учитель истории лицея №84 им. Г. Акыша г. Наб.Челны

Научный консультант: Л.Д. Кондратюк, старший преподаватель кафедры общей и коррекционной педагогики и психологии ИНПО

 Данный учебный материал соответствует орагнизации коллективных занятий (методика Мониторов - "ММ"). 

Материалы Вы можете скачать здесь.

Бычкова И.П. Страхи и тревожности у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы страха и тревожности
1.1 Проблема страха в работе философов прошлого
1.2 Определение страха и тревожности, сходство и различие
1.3 Классификация страхов, детерминанты страха и тревожности.
1.4 Проявление страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
1.5 Последствия тревожных переживаний
1.6 Поведение родителей и помощь ребенку в преодолении страхов

Глава II. Экспериментальная часть.
Исследование влияния психокоррекционной работы проводимой психологом совместно с родителями.
2.1 Программа коррекционной работы с детскими страхами.

  • Условия устранения страха у детей.
  • Коррекция страхов у детей дошкольного возраста.
  • Цикл занятий с детьми дошкольного возраста по коррекции страхов с участием родителей.
  • Цикл занятий коррекционной работы с детьми по развитию эмоционально волевой сферы совместно с родителями.
2.2 Методики и методы исследования страхов у детей дошкольного возраста.
  • Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.).
  • Диагностика количества страхов (тест: "Страхи в домиках". м. М.А. Панфиловой.)
2.3. Результаты исследования влияния коррекционной работы психолога совместно с родителями.
  • Диагностика количества страхов (м. "Страхи в домиках" м. Панфиловой.)
  • Исследование детско-родительских отношений
Тест "Рисунок семьи" (интерпретация Г. Т. Хоментаускас)
Заключение
Литература
Приложения

Дополнительную информацию Вы можете скачать здесь.
Как помочь отстающему ребенку

Оглавление
Развитие внимания
Обучение «внимательному письму» методом поэтапного формирования умственных действий
Методика развития логической памяти
Коррекция навыков чтения у младших школьников
Коррекция поведения младших школьников
Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка (памятка для родителей)


Дополнительную информацию Вы можете скачать здесь.

В начало 

 

 

       Дизайн сайта - РА "Горячий Ключ"
Рейтинг@Mail.ru Tatarstan.net  Rambler's Top100 H